Чем эта книга отличается от другой литературы по рисуночной диагностике?
Во-первых, практически вся информация по этой тематике сформирована на основе рисунков взрослых и/или людей с психическими расстройствами средней и тяжелой степени преимущественно западной культуры.
Как показывает наше многолетнее исследование, все это имеет крайне приблизительное отношение к личности ребенка, живущего в современных реалиях российской действительности.
Во-вторых, трактовка детских и подростковых рисунков, описанных в литературе, опирается на беседы с ребенком, его объяснения, а также объяснения и родителей. Т.е. не имеют под собой объективных тестовых данных, показывающих состояние организма ребенка, его интеллектуальное развитие, этап возрастного созревания и пр. Не учитываются также этапы эволюции детского рисунка, что значительно искажает результаты рисуночной диагностики.
В книге мы подробно описываем особенности работы и интерпретации именно детских и подростковых рисуночных тестов, а также объясняем по какой причине те или иные подходы в работе с рисунками, широко используемые в профессиональном сообществе, в данном контексте являются ошибочными.
В чем уникальность нашей методики, представленной в книге?
Методика основана на принципе проекции через рисунок эмоционального состояния несовершеннолетнего, его характера, чувств и желаний. Учитывая действие механизма бессознательной психологической защиты человека, мы соединили особенности детской возрастной физиологии с показателями определенных этапов интеллектуального развития ребенка.
В итоге была разработана универсальная системы трактовки диагностических рисуночных тестов по 3-м рисункам, которые полностью демонстрируют все происходящее с ребенком.
В основе системы - лонгитюдные исследования; выборка более 15 000 детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет с которыми проводилась рисуночная диагностика с подтверждением интеллектуального и личностного развития детей.
Что включает в себя комплекс рисуночных тестов?
Рисунок «Дерево» показывает кто перед нами — на каком этапе развития находится юный художник, как формируется его личность, какие возрастные кризисы он переживает сейчас.
Рисунок «Семья» демонстрирует как тестируемый чувствует себя в микросоциуме, насколько члены семьи помогают или, наоборот, мешают развитию и комфорту формирующейся личности с ее индивидуальными и возрастными особенностями.
Рисунок «Несуществующее животное» указывает на состояние автора в макросоциуме, к какому типу поведения и поступкам он склонен. А также какие проблемы в жизни, в общении с окружающими людьми могут возникнуть у него в ближайшем и отсроченном будущем.
Такая система диагностики позволяет увидеть детей с разных сторон и практически безошибочно определить, что в данный момент происходит в жизни ребенка, в чем причины происходящего и как будет развиваться будущее ребенка, если все оставить как есть.
- Подробное описание правил проведения рисуночной диагностики, которая сможет по максимуму раскрыть личность автора
- Подробную трактовку рисуночных тестов по отдельности и в комплексе
- Примеры и подробные разборы детских и подростковых тестов
- Оценочные таблицы и пошаговый алгоритм анализа тестового материала
- Примеры характеристик
- Более 300 рисунков детей и подростков с пояснением нюансов трактовки деталей рисунков и т.д.